Морские перевозки грузов

В современном мире, опутанном транспортными артериями гуще, чем параллелями и меридианами, вопросы грамотной транспортировки грузов давно стали наукой. Наукой интересной, точной, увлекательной, а иногда даже экстремальной. Имя этой науке – логистика, и она, в значительной мере, определяет рентабельность бизнеса.


Из пункта А в пункт Б груз нужно перевезти в точно запланированные сроки (срыв чреват штрафами), по наиболее выгодной цене и без дополнительных расходов. При этом подразумевается, что груз придет в том состоянии, в котором его отправляли, без повреждений.


morskie-perevozki-gruzov

С этой точки зрения морские перевозки грузов являются оптимальным решением. Почему именно перевозка контейнеров по морю? Не железная дорога, не воздух, наконец? Думается, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, и очевиден любому, кто хотя бы раз дал себе труд рассмотреть географическую карту мира. Железную дорогу по воде протянуть невозможно. Морские же перевозки грузов, в отличие от железнодорожных, придут практически в любую точку земного шара. Страна-получатель либо сама имеет выход к морю, либо связана с «соседями» договорными отношениями, позволяющими ей пользоваться морскими путями.


Что касается воздушного флота, то тут существуют жесткие ограничения по весу. А стоимость авиаперевозок накладывает уже другие ограничения. Если везти груз из пункта А в пункт Б слишком дорого, то бизнес становится нерентабельным. А морские перевозки грузов дешевле на порядок.


Итак, преимущества морской перевозки грузов:


  1. Дешевизна по сравнению с альтернативными путями.
  2. Возможность перевозить грузы больших габаритов, любой формы, любого веса.
  3. Морская перевозка грузов сводят риск возникновения аварийных ситуаций к минимуму.
  4. Высокая скорость доставки.
  5. Удобство (морской порт обязательно имеется либо в стране-получателе, либо у ее ближайших соседей).
  6. Широкий выбор транспорта.


Компании, которые занимаются морскими международными перевозками грузов, предоставляют клиентам довольно широкий спектр услуг, что называется: «доставка под ключ» от расчета оптимального маршрута груза (учитывается его характер, время в пути, стоимость перевозки и многое другое) до услуг по страхованию и таможенной очистке груза. Ваш груз не просто: «отправлен морем, придет тогда-то…» Его движение отслеживается, в любую минуту вы можете запросить информацию: где и в каком виде находится ваш груз. Оформление, сопровождение и перевалка груза в портах, сюрвейрские услуги – тоже забота компании, не клиента. Так что перевозки грузов морем – это не просто дешево. Это удобно и надежно. Не удивительно, что этот вид перевозок в последнее время пользуется все большим спросом.


Морские перевозки контейнерных грузов:


Во всем мире наибольшей популярностью пользуются транспортные перевозки грузов в контейнерах. Их преимущества очевидны: Контейнер – это прочный и очень герметичный ящик, внутри которого груз надежно зафиксирован с помощью специальных креплений, поэтому риск повреждения груза минимален. Все такелажные работы так же производятся именно с контейнером, а не с грузом. Контейнер защищает ваш груз от морской воды, дождя и солнца, а значит, его можно без риска разместить прямо на палубе судна.


Площади, свободные для фрахта, увеличиваются, вместимость судна возрастает, а это, в свою очередь, означает снижение себестоимости на такую перевозку грузов. А, учитывая огромную конкуренцию компаний в этой области, снижение себестоимости обязательно влечет за собой снижение цены.


В порту герметичный или рефконтейнер не требует специально оборудованного склада для своего хранения: нужна лишь ровная площадка. Благодаря снижению расходов на перевалку груза, хранение и транспортировку, использование контейнеров дает от 2% до 11% экономии на перевозке грузов морем.


Как правило, доставка таких грузов морем происходит в контейнерах 20 или 40 футов. С их помощью из одной страны в другую перемещается большинство промышленных и производственных товаров. Контейнеры вмещают до 25 тонн - в большинстве случаев этого достаточно.


Кроме универсальных, под такие перевозки грузов используются рефрижераторные контейнеры. Они необходимы потому, что перевозка морем происходит существенно медленнее, чем воздухом или даже по железной дороге, и используются в том случае, когда морской дорогой отправляется скоропортящийся груз. Этот вид контейнеров становится все популярнее. За последние три года, доля грузов, которые перемещаются по морю в контейнерах-рефрижераторах, увеличилась на 7%.


Услуга перевозки морем грузов из Китая в Россию:


Китай – признанный мировой лидер в производстве товаров народного потребления: одежда, электроника, предметы быта, детские игрушки, продукты питания, автомобили – в Китае производится практически все. Многие международные корпорации, привлеченные выгодным инвестиционным климатом и недорогой рабочей силой, размещают там свои производства. Нет ничего удивительного в том, что товары таких известных брэндов как «Aplle», «Canon», «Panasonic», «Adidas», «Sony», «Daikin», «Hitachi», «Toshiba», «Mitsubishi» мы получаем именно из Китая. Морские перевозки грузов дешевы и надежны, что делает бизнес очень рентабельным. В Китае разместили свои производства и несколько российских фирм.


В настоящее время огромное количество грузов доставляется в Россию из КНР именно морем. Китай с полным на то основанием может считаться морской державой. Он имеет более двух тысяч морских портов, и три сотни из них получили статус международных. Ни авиалинии, ни железные дороги, ни автомагистрали с морскими линиями эффективно конкурировать не могут, так что водный способ доставки товаров из Китая считается основным.


Морская перевозка грузов из Китая производятся судами как Российских, так и иностранных компаний. Грузы морем из Китая регулярно идут в Санкт-Петербург, Усть-Лугу, Владивосток, Новороссийск и уже оттуда отправляются по железной дороге или автотранспортом непосредственно адресату.


Как правило, транспортные компании, занимающиеся такого рода перевозками, стремятся свести хлопоты клиента к минимуму и берут на себя решение, практически, всех возникающих задач: прохождение таможни, сертификацию грузов (если она необходима), экспедирование груза в порту, складирование и так далее.


Принято считать, что морские дороги и скорость несовместимы. Но это не так. Из Китая (портов Гуанчжоу, Циндао, Гонконга, Тяньцзиня, Нинбо), в порт Санкт-Петербург груз идет от 50 до 60 дней, до Усть-Луги 50 – 58 дней, Иногда грузы отправляются из Китая на пароме – до Гамбурга. Там осуществляется их перевалка (в течение 5 – 10 суток) - и отправка, уже из Любека.


Из Китая в Россию товар доставляется в универсальных контейнерах. Минимальный вес товара, который можно отправить морем – 250 кг, а стоимость, в зависимости от различных факторов, колеблется в районе 5 долларов за килограмм.


Логистика доставки из Китая в Россию мебели, одежды, авто- и мототехники, электроники, продуктов питания, детских товаров и прочего хорошо отработана и не вызывает никаких нареканий со стороны клиентов, так как является наиболее продуманной и экономически выгодной. Перевозка грузов морем учитывает все: капризы погоды, праздничные дни в календаре, различия в правилах хранения груза в перевалочных портах…


Грузы, которые идут из Китая в Россию морскими путями, как правило, проводятся с трансшипментом (то есть контейнеры не покидают территорию порта, а прямо на месте, в порту, перегружаются с одного судно на другое). При направлении на Санкт-Петербург это происходит в Египетском порту Саид, а так же в портах Антверпен, Амстердам, Роттердам (Бенилюкс) или Гамбург (Германия). При отгрузке на Владивосток транзитными портами могут быть Гонконг и Пусан в Корее. Если отгрузка на Новороссийск – то перевалочным пунктом может быть Стамбул или порт Саид.


Перегрузка продолжается от 4 суток до 10, в зависимости от количества и характера груза. Пока контейнеры перегружают с одного судна на другое, в порту оформляется документация, которая необходима для дальнейшего следования груза уже в Российскую Федерацию.


Если этот путь по каким-либо причинам неудобен или невыгоден клиенту, перевалка может быть организована в портах Котка или Хельсинки (Финляндия) или Таллина, Риги, Клайпеды (стран Балтики).


Морские перевозки грузов: порт Санкт-Петербург:


На международном рынке морских грузоперевозок Россия – один из самых крупных и серьезных игроков, так как имеет выходы, практически, во все океаны мира. Крупные города-порты, такие как Новороссийск, Мурманск, Владивосток – это уже давно не «окна», о которых мечтал Петр Первый, а огромные стационарные ворота в широкий мир, которые работают круглосуточно, семь дней в неделю, не закрываясь ни на Рождественские каникулы, ни в День Независимости.


Одним из таких портов является Санкт-Петербург – портал в Европейскую часть России. Как уже было сказано, из Китая в Петербург груз идет от 50 до 60 дней. Из чего складывается время в пути и цена на перевозку, можно ли их как-то сократить?


Кроме, непосредственно, плавания, в этот срок входит перевалка груза в порту Гамбурга, которая занимает от 3 дней до недели. Оформление документов на груз на Балтийской таможне: оно осуществляется в срок от суток до двух с момента подачи декларации на груз. Сюда же входит экспедирование груза внутри порта по прибытии и его вывоз за пределы порта.


В тарифы, предлагаемые компаниями-перевозчиками, как правило, уже включены локальные сборы и портовые надбавки.


Перевозка из Китая по Балтийскому морю в порт Усть-Луга сокращают время на 1 – 2 суток, а использование портов стран Балтики, напротив, увеличивает его на 3 – 4 суток.


Морские перевозки грузов: порт Владивосток:


На северо-западе Владивостока, в знаменитой, исторической бухте Золотой Рог, не замерзающей круглый год, находится Владивостокский морской торговый порт.


Изначально он предназначался для перевалки каботажных грузов, но в 1991 году получил статус международного и с тех пор его внешний товарооборот растет от года к году. Причина этому, во-первых, конечно, удачное географическое расположение порта: из Владивостока открываются все дороги на дальневосточный регион России. А во-вторых, развитая инфраструктура и хорошее техническое оснащение порта. Сервисная структура порта вполне соответствует высоким мировым стандартам, и включает в себя буксирные, экспедиторские, агентские, сюрвейерский и многие другие услуги – практически все, что может вам понадобиться. Словом, порт Владивосток вполне конкурентоспособен.


Географически он сориентирован так, чтобы принимать грузопотоки из Китая, Тайваня, Японии, Южной Кореи, Вьетнама и Таиланда. Каботажные перевозки сориентированы на Магадан, Корсаков, Анадырь, Петропавловс-Камчатский, порты Чукотки.


Морские перевозки грузов из Китая до порта Владивосток занимают в среднем (с учетом погоды) от 13 до 25 суток. Пребывание груза на таможне в сроки не включено. Загрузка контейнеров происходит, как правило, в портах Гуанчжоу, Тьянчин или Шанхая.


Во Владивостоке оформят сертификацию и таможенную декларацию, контейнеры перегрузят, и дальше они будут путешествовать по железной дороге. В порту груз ждет отправки по ЖД примерно неделю (плюс два-три дня).


Морские перевозки грузов: порт Новороссийск:


Для адресата, проживающего в центральном или южном районе России, самым удобным местом доставки груза будет порт Новороссийск, расположенный на юге страны.


Новороссийск – серьезный, современный порт, один из крупнейших на Черном море. Он расположился в Цемесской бухте, открытой для навигации круглый год. В бухту могут заходить суда с осадкой до 15 метров.


Сейчас львиную долю в общем грузопотоке занимают морские перевозки грузов из Китая. В основном, это именно контейнерные перевозки, и путь груза в Новороссийске не заканчивается. Далее он пойдет по железной дороге или на авто к основному потребителю китайских товаров – в европейскую часть России.


Все иные виды грузовых перевозок менее выгодны: либо дороже, либо дольше по времени, которое, как известно, тоже деньги. В бизнесе эта поговорка имеет буквальное значение, за срыв сроков поставок выплачиваются внушительные штрафы. Так что порт Новороссийск загружен работой круглый год, считая выходные и праздники.


Морские перевозки грузов из Китая в Новороссийск длятся от 25 до 43 дней, что, конечно, быстрее, чем через Санкт-Петербург, а стоимость фрахта немного, но ниже. Судовладелец платит транзитную пошлину за проход через воды Турции (проливов Босфор и Дарданеллы). И даже с учетом этих расходов, морские перевозки грузов из Китая в Новороссийск обходятся гораздо дешевле любых других грузовых перевозок.


Таможня в порту Новороссийск работает точно так же, как в любом другом российском порту, но минимальные проходные стоимости выше. В Новороссийске имеется три таможенных поста, где вам профессионально, четко и быстро оформят все нужные документы.


Сложно ли отправить груз контейнером?


Организовать морскую перевозку грузов в контейнерах не сложнее, чем железнодорожную. Для этого вам нужно, в первую очередь, выбрать компанию-перевозчика. В этом будет заключаться главная трудность. Сейчас их на рынке морских грузоперевозок очень много. Спектр услуг, которые они оказывают, различается не сильно. Лучше всего его можно описать выражением, принятом в гостиничном бизнесе - «все включено». Пожалуй, если вы выберете компанию «с историей», то не прогадаете.


Но кое-что надо знать и самому клиенту, так как не все обязанности получится переложить на компанию-перевозчика.


Заключая типовой договор с компанией, клиент заполняет заявку, в которой должен указать наименование груза, адрес отправителя и получателя, коды груза, количество контейнеров, которые вам понадобятся, и их тип, порты погрузки и выгрузки, дату отгрузки, согласованная ставка за перевозку, место оформления выпуска груза для свободного потребления в стране назначения.


Компания-перевозчик обязательно должна знать специфику груза: он опасен, легко воспламеняется, бьется, представляет большую художественную ценность. Вспоминая советский фильм: «Полосатый рейс», можно сказать, что это только для несчастного буфетчика характер груза до самого конца оставался тайной за семью печатями. Капитан судна заранее отлично знал, что повезет именно тигров, иначе рейс бы просто не состоялся.


Загрузка-выгрузка контейнеров так же является обязанностью клиента. Вы должны тщательно закрепить груз в контейнере, причем не просто обложить старыми газетами. Крепления должны соответствовать правилам, по которым происходят морские перевозки грузов, а в случае, если это мультимодальная перевозка (часть пути контейнер проделает по железной дороге), то и железнодорожным правилам.


Груз должен пройти все необходимые в стране отправления экспортные таможенные формальности (комплект документов сопровождает груз).


Все остальные моменты оговариваются с представителем выбранной вами компании.


Стоимость фрахта:


Говоря о морских перевозках грузов, вы не раз и не два услышите термины: фрахт и фрахтование. Что это такое? Фрахтование – это термин, который означает найм судна либо для выполнения перевозки конкретного груза, либо просто на определенный период времени. Заключая договор о фрахтовании судна, компания-владелец берет на себя обязательства доставить ваш груз по указанному вами адресу в целости и сохранности. А вы обязуетесь заплатить за это заранее оговоренную сумму. Все просто.


Стоимость этой услуги тоже достаточно прозрачна, и складывается из нескольких параметров, которые всегда одинаковы, хотя, конечно, цены могут меняться.


Во-первых, это сама базовая ставка фрахта.


Во-вторых, надбавки разных видов, которые компании-перевозчики знают «на зубок» и постоянно отслеживают.

Оплата услуг по погрузке и выгрузке контейнеров (в различных портах разная).


Надбавки, которые знают перевозчики, и которые могут стать сюрпризом для клиента (но, благодаря этой статье – не станут): BAF - Bunker Adjustment Factor («топливная»); IMO Surcharge (опасный груз); Winter Surcharge (зимняя); CAF - Currency Adjustment Factor (валютная).


Работы по погрузке и выгрузке контейнера не обязательно будут включены в стоимость фрахта. Если вы покупаете фрахт, то обязательно уточните заранее момент: кто и каким образом оплачивает погрузку контейнеров на судно и выгрузку по прибытии. Это не очень большие деньги, но копейки имеют обыкновения складываться в рубли, а те, в свою очередь, в тысячи. Существуют специальные обозначения условий фрахта, которые прояснят ситуацию:


  • FI (Free In) Свободно от погрузки - (работы по погрузке контейнеров на судно в стоимость фрахта не включены);
  • FO (Free Out) Свободно от выгрузки – (не включены работы по выгрузке в порту прибытия);
  • LI (Liner In) Линейные условия при отправлении – (погрузка входит в стоимость фрахта);
  • LO (Liner Out) Линейные условия при прибытии – (соответственно, в стоимость фрахта входит выгрузка).


Как правило, ставку фрахта указывают сразу для обоих портов: и отправления и прибытия. То есть если вы увидите обозначение: LIFO, то будете знать, что погрузка контейнеров на судно в стоимость включена, а выгрузку в порту прибытия придется оплатить дополнительно. Как видите, тоже ничего сложного.


Кстати, вполне возможно, что всей этой премудростью вам забивать голову и не придется, роль посредника между вами, фрахтуемым судном и прочими инстанциями, вовлеченными в процесс морской грузоперевозки, возьмет на себя опытный экспедитор, предоставленный компанией, осуществляющей морские перевозки грузов.


Он же, в зависимости от характера груза, направления и сроков, рассчитает вам самый приемлемый маршрут и оптимальную контейнерную линию. При той высокой конкуренции, которая сейчас существует среди компаний, осуществляющих морские перевозки грузов, профессионализм для перевозчиков – дело чести, а помощь в снижении сопутствующих затрат – один из способов привлечения клиентов. Так что в этом вопросе вполне можно положиться на специалистов.


Морские перевозки грузов: как отследить свой контейнер:


Для того, кто отправил груз морем, может быть очень важна информация о том, где в данный конкретный момент находятся его контейнеры: не задержала ли судно погода, не возникла ли какая-нибудь другая проблема, прибудет ли груз вовремя.


Можно лишь посочувствовать негоциантам прошлых времен, которые, отправляя свои корабли, просто запасались терпением на пару лет, чтобы узнать, разбогатели они или, наоборот, разорились. В былые времена морские перевозки грузов были делом очень рискованным. Сейчас все намного проще и прозрачнее, и о своем грузе вы будете знать все, что нужно на протяжении всего пути следования.


В сети имеется и прекрасно работает несколько сервисов, которые как раз и занимаются поиском и отслеживанием товаров, таких как: ANL Container Line, APL American President Line, CHINA SHIPPING CONTAINER LINES, CMA-CGM, COSCO CONTAINER LINES и другие. Информацию с любого из этих сервисов можно получить, просто зайдя в него со своего ноутбука или даже телефона. Если вам понадобилась такая информация, то обращайтесь за ней непосредственно к своему контейнерному перевозчику. На интернет-ресурсах многих морских линий есть специальные поисковики, которые снабдят вас нужной информацией, отыскав ваш груз в море или любом порту. Для этого в специальную форму нужно будет ввести номер контейнера, букинга или коносамента. Морские перевозки грузов в настоящее время – надежный и полностью прозрачный бизнес.


Самые популярные контейнерные линии, их преимущества и недостатки:


В 2013 - 2014 годах большой популярностью у клиентов стали пользоваться контейнерные линии, осуществляющие прямые морские перевозки грузов из портов Китая во Владивосток и Новороссийск. Они несколько потеснили компании, работающие на «пересадочном» маршруте через Санкт-Петербург.


Такая ситуация сложилась благодаря нескольким факторам.


Осуществить морские перевозки грузов в контейнерах из Китая в Россию можно всего несколькими путями: через дальневосточные порты: Вдаливосток, Находка (он же порт Восточный), черноморский – Новороссийск и балтийские (в России это Санкт-Петербург, однако не стоит забывать и о возможности воспользоваться портами Прибалтики и Финляндии).


Контейнерные линии бывают либо прямыми, по которым контейнеры перевозятся без захода в перевалочные порты, либо трансшипмент, когда груз идет с перевалкой в порту статуса «хаба». Такая тактика применяется в случае, если большая партия контейнеров перевозится на судне солидной вместимости (помним о том, что вместимость снижает цену фрахта) до определенной точки на маршруте. А дальше пути груза расходятся: в разные порты контейнеры доставляются с помощью фидерных (небольших) судов.


Прямые линии работают только на Новороссийск и порты Дальнего Востока.


Маршрут из Китая во Владивосток завоевал популярность благодаря продуманной логистике: прямые морские перевозки грузов, избавляющие от лишних расходов и простоев в перевалочном порту, затем разгрузка во Владивостоке и доставка по ЖД в центральную Россию. В порту Владивостока таможенное оформление осуществляется довольно быстро, без лишних проволочек, маршрутные поезда идут часто, а на маршруте «Владивосток-Москва» практически нет сортировочных станций. То есть нет риска, что сроки доставки груза будут сорваны, иногда (да почти всегда) это очень важно, но особенно важно, если речь идет о скоропортящемся грузе.


Из дальневосточных контейнерных линий одна работает еженедельно и связывает между собой Владивосток с Шанхаем, Нинбо и Гонконгом, другая два раза в месяц осуществляет морские перевозки грузов в российский дальневосточный порт из Нинбо и Циндао.


В среднем морские перевозки грузов от Шанхая до Москвы занимают около 40 дней. Само плавание с погрузкой и выгрузкой занимает 2 недели. Если с коносаментом нет никаких проблем, то два - три дня занимает прохождение таможни. И около одной - двух недель контейнеры ждут отправки по железной дороге. Прямой поезд идет около 14 суток.


Но на время в пути могут влиять разные мелкие факторы: контейнеры могут задержаться по причине того, что груз «сложен» для растамаживания, либо партия слишком крупная. Возможна ситуация, когда порт Владивосток перегружен, и контейнеры вынуждены ждать очереди. В целом, срок доставки редко превышает 45 дней.


На рост популярности именно этой контейнерной линии повлияло еще и то, что в 2013 – 2014 году на двое суток сократилось время следования контейнерных поездов. Это произошло, благодаря внедрению программы «Транссиб за семь суток», которая скоординировала действия портов и железной дороги. Если взять для сравнения 2010 год, то тогда по нужному маршруту отправлялось всего два поезда в неделю. Сейчас их четыре.


На черноморском направлении контейнерных линий больше. Тут морские перевозки грузов ведут как мировые лидеры: CMA CGM, MSC, Maersk Line, так и перевозчики рангом ниже. Порт Новороссийск имеет техническую возможность обслуживать контейнеровозы большой вместимости, что, конечно, дает ему некоторые преимущества.


Еще одним весомым фактором, почему клиенты часто предпочитают Новороссийск, являются более низкие (в сравнении с Санкт-Петербургом) ставки стивидорных компаний.


Время в пути – тоже вещь не последняя. Морские перевозки грузов из Китайского порта до Новороссийска занимают, в среднем, от 25 до 43 суток, а это на 10 – 15 дней меньше, чем, если везти контейнеры в Санкт-Петербург.


Из минусов Новороссийского направления можно отметить, что перегрузка контейнеров на поезда ЖД и отправка поездов здесь налажены далеко не так удобно и оперативно, как на Дальнем Востоке.


В 2007 году была сделана попытка запустить два регулярных поезда, клиентам нововведение понравилось, но дело почему-то не пошло дальше демонстрационных рейсов.


Тем не менее, в области морских перевозок грузов в контейнерах в Россию из Китая, «пальму первенства» пока прочно удерживает Санкт-Петербург. Объясняется это просто: высокий уровень его терминалов обеспечивает этому порту большую, чем у конкурентов, пропускную способность. В 2000 году в развитие этого порта были вложены довольно крупные суммы, и это пошло ему на пользу.


Впрочем, опытные бизнесмены не зря называют Санкт-Петербург портом-лотереей. Финский залив зимой замерзает, и из-за этого контейнеровозы, бывает, вынуждены простаивать, ожидая подхода ледокола.


Недостатки и недоработки можно отметить у всех контейнерных линий. FESCO, случается, без предупреждения изменяет время выхода контейнеровозов, у Maersk Line бывают простои в портах. В целом у линий и ставки и сервис, примерно, соотносимы, так как высокая конкуренция в бизнесе не позволяет «заламывать чек», даже имея какие-то преимущества. Так что, выбирая контейнерную линию, более целесообразно руководствоваться не ценами на конкретную услугу, а временем в пути, скоростью прохождения портовых процедур и простотой либо сложностью растамаживания груза. Последнее – особенно важно, поскольку при морских грузоперевозках в контейнерах, огромная доля расходов приходится как раз на таможенное оформление грузов. Да и время – тоже деньги.


Если Вам требуется заказать морскую перевозку грузов, - то смело обращайтесь к нам, звоните или пишите.


Если Вам понравилась наша статья, то не сочтите за труд, сделайте ссылку на нее вКонтакте или в Фэйсбук. Спасибо.

Создать сайт
бесплатно на Nethouse