Международные перевозки грузов

Поскольку внешнеторговая деятельность между Россией и Китаем, а также между другими субъектами на мировой арене, с каждым днем набирает обороты, международные перевозки грузов никогда не утрачивают, а только наращивают свое значение. И сейчас мы поговорим конкретно о правовой основе, правилах и юридической документации, а также электронном декларировании. Все эти процессы неотъемлемо сопровождают морские международные перевозки грузов, именно данную тему и хотелось бы осветить.


mezhdunarodnye-perevozki-gruzov

Что представляют собой международные перевозки грузов?


Согласно действующим правилам международных конвенций, внешнеторговые операции осуществляются между двумя сторонами, каждую из которых может представлять уполномоченный контрагент и заключают в себе несколько важных юридических составляющих:


  • Договор сделки, в данном случае – купли-продажи;
  • Документы об осуществлении международных перевозок грузов;
  • Документы, свидетельствующие о платежных операциях;
  • Страховые документы;
  • Документы, подтверждающие сертификацию качества продукции и допуск к импорту в страну ввоза.


Без любого из этих пунктов сделка внешнеторгового характера не имела бы смысла. Разумеется, в процессе единой сделки участвует большое количество посредников, начиная от экспедиторов и грузчиков, инспекторов на месте приема товара, заканчивая перевозчиками и обслуживающими судно работниками, фрахтователями, лицами таможенной службы и т.д. Все они вовлечены в процесс и так или иначе связаны правовыми обязательствами.


Организация морской перевозки:


Отдельный случай международной транспортировки грузов – транзит морем из одного крупного порта в другой, посредством контейнерного хранения. В зависимости от того, какой будет партия для доставки морем, выделяют следующие виды перевозок грузов:


  • Навалочные международные, они же балкерные – задействуются в транспортировке сыпучих веществ. Например, злаковые, кофе, уголь и т.д.;
  • Ролкерные – транзит автомобилей и других транспортных средств;
  • Контейнерные – наиболее распространенные.


Последние считаются наиболее применимым способом, при помощи которого осуществляются международные перевозки партий товаров. Что касается нефти, масел, спиртных напитков и других наливных грузов, их транспортируют в танкерных судах. Осталось добавить, что грузы различают также по сфере товарной принадлежности, навальные и наливные мы уже рассмотрели. Существуют также генеральные и режимные, а последняя категория особая – опасные грузы.


Особенности контейнерных перевозок:


Использование специальной грузовой тары – контейнеров 20 и 40 футов, а также контейнеров под негабаритные грузы значительно упростило процесс линейного грузового судоходства. То есть, контейнерные суда постоянно курсируют между портами отправки и назначения: когда место освобождается под фрахт в одном порту, его тут же резервируют под обратную отправку и т.д. Существует также трамповое судоходство, при котором осуществляются международные перевозки попутных грузов. Его можно назвать нерегулярным.


Наибольшее преимущество для продавца в данном способе логистических операций заключается в том, что отсутствует необходимость оплачивать большую сумму за весь контейнер. Достаточно зарезервировать и оплатить место под партию товара. Независимо от того, это может быть один бокс или десяток, стоимость одного контейнера разбивается на всех участников перевозки. Сегодня контейнерная тара задействуется и для международных доставок сыпучих и наливных грузов. Чтобы отправить товар, продавцу достаточно заключить с фрахтовщиком (обычно прямой владелец судна) договор на перевозку груза.


Обычно этот документ имеет вид международной букинг-ноты (Booking Note). Его также называют Чартер и различают несколько его разновидностей в процессе международных перевозок:


  1. Time Charter – при котором заключается договор на фрахт судна с экипажем на борту;
  2. Bareboat Charter – то же самое, но без экипажа;
  3. Demise Charter – фрахт судна с экипажем, который переходит на службу на судно фрахта вместе с капитаном и т.д.


Какие документы сопровождают морские перевозки:


В основном процедура логистики данным способом – международные перевозки грузов морем, опирается на Коносамент или Bill of Landing. Это приоритетный документ, который передает право его держателю на временное обладание товаром. Также сопутствующим документом может служить Морская накладная или Seaway Bill. Ее нельзя причислить к числу ценных бумаг, е нельзя передавать от владельца к владельцу. Чаще всего она возникает в отношениях между партнерами, давно и хорошо знающими друг друга.


Коносамент или Bill of Landing:


Данный документ, исполненный на официальном бланке союза судоходных компаний, олицетворяет право собственности на партию в процессе международных перевозок грузов. То есть, товар может быть перепродан в пути. Выделяют несколько видов Коносамента в юридической практике:


  • Бортовой или On Board, оформление которого происходит только после того, как контейнеры благополучно доставлены на борт;
  • Небортовой или Received from Shipment – коносамент такого рода де факто утверждает, что товар принят на доставку, и пока не произведена отгрузка, может находиться на контейнерном хранении на складе. При международных перевозках грузов в контейнерах используют именно такой Коносамент;
  • Сквозной Коносамент – чаще всего используется при смене способов транспортировки. Например, если сперва товар отправляли морем, а потом перегрузили на железнодорожный транспорт;
  • Экспедиторский Коносамент – впервые внедрен в 1968 году, также связан с контейнерными и смешанными международными перевозками грузов;
  • Портовый Коносамент используется тогда, когда груз прибыл в порт (бывают разные причины задержки у судна, данный документ необходимо предоставлять стороне покупателя).


Также в зависимости от того, каким способом перевозятся контейнеры, различают чартерные и рейсовые Коносаменты.


Основные положения Коносамента:


В наши дни свод правил данного документа вполне регламентирован. В нем должны быть указаны следующие положения:


  1. Место фактической отгрузки товара, т.е. порт отправления при международной перевозке;
  2. Кто выступает в роли договорного перевозчика. Здесь же – на кого и в какой мере ложится ответственность за порчу или утрату груза в процессе международных перевозок;
  3. Место выдачи груза Заказчику;
  4. Характеристики партии товара.


Оформляется данный документ минимум в 3 оригиналах, а также снимаются копии. Если предъявляется один документ, остальные его варианты, остающиеся на других руках, считаются недействительными.


Другие документы для международных перевозок морем:


Как мы уже упоминали, Морская накладная несколько отличается от Коносамента, также может иметь несколько различных названий. Например, ее называют Фрахтовой распиской. Часто ее используют для перевозки груза в международном плане от филиала к филиалу компании или между партнерскими компаниями. Отличительным плюсом использования данной накладной является возможность опустить некоторые правовые и финансовые вопросы, которые ставились бы согласно Коносаменту, задержись судно в пути или случись путаница с перевозочными документами.


Использование Морской накладной в международных перевозках было регламентировано в международных морских перевозках грузов в 1990 году, согласно Унифицированных правил. Требования к составлению данного документа четко изложены в ст. 21 «Необоротная морская накладная» публикации МТП600 тех самых правил.


Далее, хотелось бы отметить, какие еще документы используются в процессе международных перевозок грузов морем:


  • Доковая расписка – документ, получаемый от перевозчика отправителем, когда груз благополучно доставлен в порт назначения и отгружен;
  • Деливери-ордер – расписка за товар, обычно существует две ее вариации, выдаваемые для продавца и для фрахтовщика;
  • Штурманская расписка – свидетельствует об ответственности за товар и получении Коносамента помощником капитана в процессе международных перевозок;
  • Складское свидетельство – о принятии груза на хранение на склад.
  • Пакет экспедиторских документов FIATA и т.д.


Таможенный перевозчик:


Поговорим о том, кто это такой, какими обязанностями и правами обладает. Итак, согласно ст. 18 Таможенного кодекса ТС ЕврАзЭС, на которые опираются международные перевозки грузов и торговля России с Китаем, в частности, таможенный перевозчик – юрлицо, которое осуществляет перевозки, действуя согласно Закону Таможенного Союза. Для этого данное юридическое лицо должно быть включено в реестр перевозчиков, чтобы получить полномочия на свою деятельность. Решение о его включении принимает руководящее лицо уполномоченного в стране таможенного органа. Полученный статус подкрепляется свидетельством о вхождении в реестр.


Обязанности таможенного перевозчика подробно указаны в статье 21 Таможенного кодекса ТС, все нюансы, которые должно включать Свидетельство, описаны в документе №260 «О формах таможенных документов», принятом Комиссией ТС от 20.05.10.


Об электронном декларировании грузов:


Отметим, что данная процедура существенно упрощает международные перевозки грузов, так как экономит время и другие затраты. Осуществляется на специальном ресурсе - edata customs.ru, посредством сети интернет, осуществляет ее Декларант и инспектор перед международной перевозкой товара. Для этого на компьютере должно быть установлено специальное ПО, позволяющее заранее, в соответствии с жестким установленным регламентом, задекларировать груз. Эта процедура внедрена с 2008 года.


Для начала, Декларанту необходимо создать личный кабинет в системе, а затем, непосредственно в процессе оформления международных перевозок груза, ввести верную информацию о партии. Разработана система сервисной поддержки TIR-EPD, по которой работают перевозчики-держатели книжек. Это значительно упрощает, во-первых, проверку безопасности обмена электронной информацией. А во-вторых, разумеется, экономит время на декларирование в процессе международных перевозок грузов. Для Декларанта нет необходимости поддерживать и обслуживать собственную систему декларации, к тому же, сервис мультиязычный и поддерживается во многих странах-участниках ВЭД.


Надеемся, что мы ответили на многие вопросы, которые могли встать перед теми, кто впервые сталкивается с международными перевозками грузов.


Если Вам нужно перевезти груз, - то смело обращайтесь к нам, звоните или пишите.


Если Вам понравилась наша статья, то не сочтите за труд, сделайте ссылку на нее вКонтакте или в Фэйсбук. Спасибо.

Создать сайт
бесплатно на Nethouse